Франчайзинг или свой путь?
Насколько нелегко начинать собственный бизнес с нуля, наверняка, понимают многие. В связи с чем особое значение приобретают вопросы: «Есть ли какие-либо способы облегчить «падения»?» и «Как можно избежать досадных ошибок на старте?». Поскольку основными проблемами во время старта любого бизнеса являются не столько отсутствие денег или времени, сколько неимение опыта и недостаточное понимание бизнес-процессов.
Указанную проблему решить можно несколькими способами. Например, методом проб и ошибок пробираться самому «через тернии к звездам». Либо же приобрести франшизу.
Что такое франчайзинг?
Франчайзинг (или франшиза) – это не просто вид рыночных отношений. Это определенная форма лицензирования. Выступая в роли коммерческой концессии, он заключается в том, что одна сторона (ее называют франчайзер) за установленную плату передает другой (соответственно ‒ франчайзи) право совершать от своего имени какие-либо действия. Но используются при этом уже раскрученные ранее торговые марки франчайзера.
До того как начать предлагать франшизу, каждый франчайзер обязательно проводит отработку всех бизнес-процессов и собирает объективные доказательства рентабельности бизнеса. Кроме того, для надлежащего развития франчайзинговой сети должно иметься так званое флагманское предприятие. Именно на базе его и тиражируется впоследствии весь бизнес.
Плюсы и минусы работы по франшизе для новичка
Итак, основными плюсами будут:
— Готовые, отлаженные бизнес-процессы. Вам не придется мониторить рынок на предмет спроса, узнавать какие именно товары или услуги пользуются популярностью, а какие ‒ нет. Как правило, в «пакете» франшизы уже есть готовый маркетинговый план для старта в новом городе. Если это производство или услуги, то франчайзер вам порекомендует: какое оборудование купить, как нанять персонал, сколько кому платить и кому продавать.
— По сути, вы становитесь филиалом готовой компании. С одной лишь разницей, что вся собственность оформлена на вас. Не стоит думать, что основная задача франчайзера ‒ выжать с вас все до копейки и разорвать отношения. Как правило, крупные франчайзеры заинтересованы в вашем постоянном развитии и будут вам всячески помогать в достижении хороших результатов. Ведь им выгоднее держать большую сеть партнеров, которые будут приносить им стабильный доход.
— Если это торговля, то ваш франчайзер предоставит вам канал поставок товара и порекомендует торговую наценку. Поверьте, при большом таком обороте у него будет лучшая цена закупки, чем та, которую вы бы получили сами, открывая новую точку не по франшизе.
Минусы старта бизнеса по франшизе тоже имеются. Конечно, основным минусом такой работы является стартовый капитал. Хотя можно найти франчайзинговые предложения, для старта которых требуются очень небольшие деньги или вообще не предусматривается вложений. Особенно это касаемо бизнеса из сферы услуг (салоны красоты, услуги такси, клининговые компании и т. д.).
Особенности заключения договора с франчайзером
Теперь рассмотрим, какие требования выдвигают франчайзеры при заключении договора:
1. Роялти – это постоянное отчисление франчайзеру за пользование торговой маркой, каналами поставки, рекламой и т. д. У разных компаний требования по роялти могут быть разными. Кто-то просит постоянную фиксированную оплату независимо от ваших результатов. А кто-то готов работать за процент от вашей чистой прибыли. Второй вариант для вас должен быть приоритетным, так как он не обременяет ваш бизнес на старте. Но зато при росте прибыли ваши отчисления будут расти.
2. Паушальный взнос – это, как правило, разовый взнос. Он вносится при заключении договора франчайзинга. При развитии бизнеса по подобной схеме многие франчайзеры стали включать в паушальный взнос стоимость оборудования, открытие персонального сайта, обучение сотрудников и т. д. И это, несомненно, лучше, чем просто оплата за «вывеску». Но все-таки на старте бизнеса рекомендуется выбирать франчайзинг с минимальным паушальным взносом (или вообще без него).
3. Совмещенный вариант. Тут все зависит от аппетитов и раскрученности франчайзера. Кто-то может совмещать два варианта, запрашивая и паушальный взнос, и отчисления роялти. А некоторые компании практически не просят ничего. С одним лишь условием, что продавать вы будете их товар или услугу.
Вообще, начиная старт бизнеса по схеме тиражирования чужого бизнеса, рекомендуется походить по выставкам франшиз (как вариант: полистать сайты с предложениями). Вы найдете для себя очень много интересных схем работы как с первоначальными вложениями, так и без таковых. В любом случае потери, которые вы можете понести, открывая свой бизнес самостоятельно, могут быть выше, чем взносы за готовый бизнес по франшизе.
Не зря многие крупные компании работают именно по схеме франчайзинга. И работают очень успешно (например, McDonalds, Subway, Pegas, Beneton, 3M, Du Pont и т. д.).
Всего просмотров: 1283, за сегодня: 1